ИНТУРМАРКЕТ
9–11 марта 2019 г.
Москва, МВЦ «Крокус Экспо»

«Настоящая Россия»: каждому малому городу – уникальный туристический бренд

«Настоящая Россия»: каждому малому городу – уникальный туристический бренд

01.04.2014

На выставке «Интурмаркет» прошла презентация проекта «Настоящая Россия». Предприятие, направленное на развитие туризма в малых исторических городах, представил его автор и организатор Юрий Щегольков (фото), по совместительству руководитель редакции «Туризм» МИА «Россия сегодня». На сегодняшний день он объединяет около тридцати российских и иностранных travel-журналистов и экспертов в сфере территориального маркетинга и индустрии гостеприимства.

Первыми в «Настоящую Россию» вошли Тульская, Рязанская, Самарская, Вологодская, Тверская области и Татарстан. Объединение тесно взаимодействует с Ассоциацией малых туристских городов России. «Это наш совместный проект. Чтобы продвинуть туризм в малых исторических городах, сначала необходимо донести до них, что происходит у „соседей“, входящих в ассоциацию, показать, как далеко вперед они ушли в развитии туризма», — пояснил Юрий Щегольков.

Команда «Настоящей России» провела исследования в нескольких городах. Пилотным регионом стала Тульская область, где уже полностью «охвачен» Венев, сейчас собирается материал по Белеву, а в течение года запланирована работа в Богородицке, Одоеве и Черни. Также завершено исследование в Касимове Рязанской области, недавно эксперты побывали в Старицах Тверской области. Всего проект охватывает порядка тридцати малых городов страны в разных регионах, сейчас переговоры ведутся еще с несколькими областями.

Как рассказал Юрий Щегольков, суть предприятия в том, что команда журналистов, фотографов и экспертов посещает провинциальный город в качестве обычных туристов. «Полевым работам» предшествует полный сбор информации об этом месте, просмотр видеофильмов, обсуждение на форумах и т.д. Команда профессионально осматривает город и природные ландшафты, оценивает, насколько он интересен с точки зрения туризма, осмотра достопримечательностей и памятников архитектуры. Наблюдает, насколько люди готовы к приему туристов, оценивает качество общественного питания, транспортную доступность.

По их возвращении выпускается серия туристических очерков о городе, а также готовятся аналитические исследования о том, что, с точки зрения экспертов, надо изменить для привлечения туристов. Совсем не обязательно, что эксперты «потребуют» крупных денежных вливаний в инфраструктуру, иногда достаточно просто изменить статью в Википедии, объяснить городской администрации, какие достопримечательности показывать в первую очередь, как эффективно участвовать в выставках и т.д. Очень важно понять, каков бренд города. Результаты исследований докладывают на проектных сессиях, как правило, спустя две-три недели после визита команды «Настоящей России». Это выглядит как большая творческая дискуссия о путях развития туризма или обучающий семинар, на которых эксперты объясняют, как продвигать город с помощью новостей, как наладить работу ТИЦ или как из маленького фестиваля сделать многотысячное мероприятие.

В каждом из регионов-участников планируется задействовать 3-4 малых города, к работе активно привлекаются администрации муниципалитетов и местные СМИ. Через месяц заработает собственный сайт «Настоящей России» по адресу www.настоящая-россия.рф .

В рамках проекта проходят также дополнительные мероприятия. Например, в Москве состоялся круглый стол с экспертами по гостиничному бизнесу, а в Веневе и Касимове велась трансляция с мероприятия, так что местные партнеры проекта и все заинтересованные лица могли наблюдать дискуссию. «Сейчас готовим аналогичный круглый стол с туроператорами, которые расскажут, что нужно сделать маленькому городу для привлечения внимания туроператорского бизнеса», — заметил Юрий Щегольков.

В ближайших планах «Настоящей России» — привлечь к сотрудничеству муниципальные газеты. К примеру, составляется список 30 малых городов вокруг Москвы, в каждом есть печатное издание, принадлежащее местной администрации. Вряд ли в этих администрациях откажутся от 29 публикаций о своем родном городе в газетах соседних муниципалитетов, причем, бесплатных. Условие только одно — также бесплатно напечатать 29 очерков о городах из этого списка. «По такому же обменному принципу можно организовать фотовыставки в столицах входящих в наш проект областей», — полагает г-н Щегольков. К «Настоящей России» могут присоединиться все заинтересованные представители турбизнеса, а также любые специалисты в сфере туризма.

Преподаватель Высшей школы экономики, эксперт проекта Александр Трифонов на примере Венева рассказал, как действует сити-брендинг. Жителям города предложили в качестве бренда сладкое хлебо-булочное изделие под названием Веневка или Венев а . «Мы руководствовались тем, что Тульская область славится по всей России именно кондитерскими брендами — в первую очередь, тульскими пряниками и белевской пастилой. И новый бренд очень быстро вошел в жизнь области, изделие уже продается и пользуется спросом», — отметил г-н Трифонов. По его мнению, этот пример как нельзя лучше доказывает, что история брендинга — это не всегда миллионные траты, есть и простые решения.

Министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина подтвердила слова коллеги: «Уже после первой встречи с жителями Венева экспертам „Настоящей России“ удалось расшевелить население, к сожалению, во многом пассивное, разочарованное трудностями и скукой провинциальной жизни». По ее словам, местные жители сами придумали проект, возрождающий шесть деревянных оборонительных башен Засечной черты, предлагают восстановить деревянный кремль. А следом — проложить по архитектурным достопримечательностям Венева маршрут, привлекательный для туристов.

Наталья Панферова, RATA- news


Вернуться к списку новостей