ИНТУРМАРКЕТ-2018
10-12 марта 2018
Москва, МВЦ "Крокус Экспо" Пав.№2

Представляем наших участников: В преддверии выставки "Интурмаркет" мы публикуем интервью с Марией Малыгиной, руководителем Комитета по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму и организатором этого и ряда других значимых для турбизнеса ме

Представляем наших участников: В преддверии выставки "Интурмаркет" мы публикуем интервью с Марией Малыгиной, руководителем Комитета по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму и организатором этого и ряда других значимых для турбизнеса ме

07.03.2016

Мария Малыгина: «Самое правильное – поступательное развитие курорта»Интервью журналу «Современный отель».

В 2015 году Крым провел один из самых успешных туристических сезонов за последние несколько лет. Число туристов, посетивших полуостров, согласно официальной статистике, выросло на треть. Многие отели и здравницы полуострова летом и в бархатный сезон рапортовали о почти 100%-ной загрузке. Авиаперелет из регионов России в Крым в высокий сезон пользовался ажиотажным спросом.

По итогам 2015 года туротрасль полуострова принесла в бюджет Республики Крым почти 2 млрд. рублей. В преддверии выставки «Крым. Сезон 2016» мы пообщались с Марией Малыгиной, руководителем Комитета по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму и организатором этого и ряда других значимых для турбизнеса мероприятий, о ситуации на туристическом рынке, проблемах и возможностях, перспективах сезона 2016 года.

— Мария, в чем сегодня основная роль выставочных мероприятий и форумов, ориентированных на турбизнес?

— Прежде всего, это налаживание коммуникаций с участниками российского туристического рынка, которые были утеряны в период существования Крыма в составе Украины. Нужно сказать, что в последние годы перед присоединением полуострова к России, интерес российского туриста к Крыму серьезно снизился из-за отсутствия процесса развития инфраструктуры курорта, определенных претензий к качеству сервиса. Доля россиян в общем турпотоке упала до 20-30%. В основном мы обслуживали бюджетного туриста из Украины, ориентированного на пляжный отдых. Также принимали некоторое количество белорусов и небольшое число туристов из стран Европы. В 2014 году в турбизнесе произошло «обнуление»: мы потеряли своего традиционного туриста. В то же время для жителей Крыма закрылся выездной туризм.

— Как Вы сегодня оцениваете конкурентоспособность туристического продукта Крыма на рынке внутреннего туризма?

— Думаю, что в сравнении с другими внутренними курортными направлениями, Крым выглядит неплохо. В первую очередь, благодаря колоссальным природным ресурсам, мощному оздоровительному фактору, культурно-познавательному потенциалу: на территории полуострова расположены 11 тысяч памятников! Плюс к этому, Крым сохраняет имидж доступного курорта. По данным последнего исследования Минкурортов полуострова, цены на отдых в санаториях и отелях Западного и Восточного Крыма на 15-20% доступнее цен в Краснодарском крае и почти в два раза дешевле, чем в Большом Сочи.

— А что характеризует нового туриста из России, которого Вы получили в 2014-2015 годах?

— Портрет туриста полностью поменялся. Новый турист — заинтересованный, жадный до впечатлений. Он не ограничивается пляжным отдыхом. Смена профиля дала серьезный толчок развитию экскурсионного туризма, возросла посещаемость музеев. Высоким спросом пользуются туры вроде «Крымской кругосветки за семь дней», позволяющие ознакомиться с разными районами Крыма.

— Мария, а что сегодня является самым серьезным барьером для развития туризма в Крыму?

— Транспортная проблема. Прежде всего, завышенные цены на авиаперелет. Сравните: авиаперелет Москва-Нью-Йорк-Москва стоит 11 тысяч руб., а цена на перелет Москва-Симферополь-Москва в прошлом году в пик сезона доходила до 28 тыс. руб.! К сожалению, нет государственного регулирования в этом вопросе. В Крыму есть ряд крупных туроператоров, которые могли бы объединять усилия и организовывать чартеры. Но все это возможно только при наличии каких-то банковских гарантий, поддержки со стороны государства.

— А как обстоит ситуация с развитием внесезонного туризма в Крыму? Какое число отелей и здравниц работают круглый год?

— В 2014 году в межсезонье гостей принимали около 250 объектов из официального реестра санатрно-курортных учреждений. В этом году их значительно меньше, поскольку осенью мы пережили большой энергетический кризис, вследствие чего большинство санаторно-курортных объектов пришлось закрыть. Эта ситуация ярко показала, какой масштаб приобретает подобная проблема для региона, где большая часть населения задействована в турбизнесе.

— Средства размещения каких форматов более успешно работают в низкий сезон?

— Это частные мини-отели, владельцы которых не хотят простаивать по нескольку месяцев. Они дорожат каждым гостем и используют любую возможность заработать вне сезона.

— Сколько таких отелей в Крыму?

— По неофициальной статистике около 3 тысяч. Также успешно заполняются более крупные качественные отели с развитой инфраструктурой и анимацией, которые умеют правильно выстроить маркетинговую стратегию и привлечь гостя. Некоторые из них сообщают о 70-80%-ной загрузке в низкий сезон. И это в то время, когда большинство средств размещения стоят пустыми. Например, отель «Порто Маре» в Алуште предложил гостям, которые приезжали летом, вернуться в межсезонье и отдохнуть всего за 1300 рублей на человека в сутки с трехразовым питанием. Также они привлекли много гостей в период энергетического кризиса с помощью простого рекламного объявления: «Все, кому скучно, грустно и холодно дома, приезжайте!». Признаюсь, что мы сами проводили тамвыходные.

— Какими программами Крым может привлекать своего туриста в межсезонье?

— Думаю, что в низкий сезон турбизнес Крыма должен жить, прежде всего, за счет санаторно-курортного комплекса. Параллельно можно предлагать различные экскурсионные программы.

— Какие виды туризма, по Вашему мнению, стоит развивать, чтобы расширять рамки сезона и привлекать дополнительного туриста?

— Прежде всего, это событийный туризм. Какие-то яркие интересные фестивали, которые будут из года в год привлекать свою аудиторию. Например, весь сентябрь турбизнес Коктебеля живет за счет джазовых фестивалей.

— Мария, а какие города Крыма потенциально могли бы стать центрами MICE -туризма?

— Думаю, это Ялта, где есть определенное количество качественных отелей уровня «4-5 звезд». Правда сегодня развитие делового туризма в Крыму ограничивает отсутствие хотя бы одного полноценного выставочного центра. В той же Ялте большая часть деловых событий проводятся в отеле «Ялта-Интурист». Отсутствие здоровой конкуренции — это серьезный минус для развития делового туризма.

— Такой выставочный комплекс стоило бы строить в Ялте?

— Я бы его планировала ближе к Симферополю, чтобы обеспечить двухчасовую транспортную доступность до любой точки Крыма, кроме Керчи. Принимая делегации, мы выбирали именно такой вариант: само мероприятие проходило в Симферополе, а его участники размещались и отдыхали в Ялте, Алуште и других городах.

— Мария, каким, по Вашим ощущениям, будет летний сезон 2016?

— Думаю, что глобальных изменений в этом году ожидать не стоит. Турпоток сохранится на уровне прошлого года. Возможно, вырастет, но незначительно. Мне кажется, что сегодня, в переходный период самое правильное — поступательное развитие курорта. Думаю, категорически нельзя резко увеличивать турпоток до 5-10 млн. человек в год, как это озвучивается в планах федеральными властями. Инфраструктура Крыма просто не выдержит такого наплыва туристов. Помогайте нам с привлечением туриста, но давайте планомерно двигаться к этой цифре.

— Как Вы оцениваете инвестиционный потенциал Крымского полуострова в туристическом сегменте? Сегодня много говорится о необходимости строительства новых отелей и здравниц. В то же время, есть большое число объектов, нуждающихся в реновации.

— Думаю, для начала стоило бы разобраться с той базой объектов, которые есть. Если частные отели сегодня в более или менее неплохом состоянии, то детские лагеря, турбазы, гостиницы и курорты, принадлежавшие профсоюзным комитетам, находятся в бедственном состоянии. Глобальная проблема в том, что многие собственники этих объектов находятся на Украине. Большое число объектов, достаточно выгодно расположенных, сегодня выставлены на продажу.

— Тем не менее, российские инвесторы не спешат их приобретать.

— Мы провели уже два инвестиционных форума, приняли 43 бизнес-миссии из разных регионов России. Интерес есть, но потенциальные инвесторы выжидают. Думаю, что рост инвестиционной активности можно ожидать через 2-3 года, когда мы адаптируемся к российскому законодательству и приведем в порядок документы на земельные участки.


Вернуться к списку