ИНТУРМАРКЕТ-2018
10-12 марта 2018
Москва, МВЦ "Крокус Экспо" Пав.№2

В рамках «Интурмаркета» прошел первый Всероссийский съезд туристических объединений

В рамках «Интурмаркета» прошел первый Всероссийский съезд туристических объединений

20.03.2012

В рамках выставки «Интурмаркет», которая проходит в Москве, впервые состоялась встреча представителей различных некоммерческих отраслевых объединений. Идея, предложенная организаторами выставки, была активно поддержана двумя ведущими общественными организациями в российском турбизнесе - РСТ и АТОР.

В работе съезда участвовало около 50 человек, представлявших 35 объединений со всей страны. Организации очень различаются по составу, объединяя от полутора десятков участников до нескольких сотен, а также по масштабу своих задач. Однако у них много общего, так как все они создавались для того, чтобы отстаивать свои интересы и права, способствовать развитию своего бизнеса и туризма в целом. Как заметил на открытии съезда президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, общественные организации - большая сила. «Можно сказать, что мы смогли построить гражданское общество в туриндустрии. Несмотря на то, что создание общественных организаций - дело трудное и неблагодарное, их число будет расти по мере развития бизнеса, с появлением новых задач и проблем. Ни в одной отрасли нашей экономики нет такого количества реально работающих некоммерческих объединений, как в турбизнесе. Только в РСТ входит 33 ассоциации», - сказал он.

Сергей Шпилько уверен, что силами общественности можно решить многие проблемы в турбизнесе. «Один из самых действенных путей их решения - выстраивание диалога с властью. Власти не надо бояться, сейчас она как никогда настроена на сотрудничество с малым и средним бизнесом», - пояснил он.

В том, что встреча профессионалов такого формата востребована, сомнений нет. На съезд приехали представители и объединений-ветеранов, созданных 10 и более лет назад, например, Дальневосточного регионального сообщества туриндустрии (1994 год) и Алтайской региональной ассоциации туризма (1995), так и «молодых», например, Южно-Кузбасского некоммерческого партнерства туриндустрии (2009) и Астраханской туристической лиги (2011). В итоге получился полезный обмен опытом.

С особым вниманием делегаты слушали выступление Сергея Корнеева, руководителя самого сильного регионального отделения РСТ - Северо-Западного. Он на конкретных примерах показал, как СЗРО РСТ с момента своего создания в 2002 году методично, шаг за шагом выстраивало отношения с органами государственной власти в Санкт-Петербурге и области. «Мы не просим и не требуем, мы создаем с нужными нам органами власти смежные комиссии, перекрестно участвуем в различных советах и комитетах, чтобы влиять на все решения, касающиеся туризма. Например, наши специалисты в качестве консультантов входят в состав советов Роспотребнадзора, МИД, Федерально-миграционной службы. В частности, с Роспотребнадзором мы договорились о предварительном информировании турфирм относительно планируемых проверок. А для туристических компаний мы подготовили памятку, как надо подготовиться к проверке Роспотребнадзора», - рассказал Сергей Корнеев.

Также налажена работа с ФМС. Как известно, судебные приставы в последнее время нередко задерживают на границе тех туристов, у которых есть невыплаченные долги. Действие законное, но страдают от него и турфирмы, которым пострадавший турист высказывает претензии. Сейчас некоторые турфирмы получили доступ в базу данных ФМС и могут проверить, не состоит ли их клиент в должниках. Много было сказано об организации работы с крупнейшими музеями города, с транспортниками, правоохранительными органами, благодаря чему сейчас в Санкт-Петербурге уровень преступлений против иностранцев практически не растет, а раскрываемость таких правонарушений заметно повысилась.

Удмуртии, как и многим другим российским регионам, трудно сравниться с Санкт-Петербургом по туристическому потенциалу и по масштабу задач, стоящих перед индустрией гостеприимства. А вот результаты работы Удмуртского отделения РСТ вполне сопоставимы с Северо-Западным. Судя по тому, что рассказала руководитель отделения Елена Захидова, это объединение, созданное в 1999 году, более 10 лет практически выполняло функции регионального органа исполнительной власти в сфере туризма, занимаясь многими насущными вопросами - от инвентаризации туристических ресурсов до создания антидемпингового соглашения.

Сейчас Удмуртское отделение РСТ вплотную занялось кадрами для туризма. По словам Елены Захидовой, все вузы и колледжи страны готовят менеджеров, то есть продавцов продукта. Но в большинстве регионов продавать пока нечего, потому что сам продукт еще не создан. «В районах искренне уверены, что вот эта березка или вон та речка - достаточный повод для приезда туристов. Но мы-то знаем, что этого мало. Нам нужны специалисты, готовые заниматься туристическими проектами, поэтому мы решили набрать экспериментальную группу студентов из самых разных уголков региона, дали им задание - научиться проектировать турпродукт. У многих это получается, и, что самое важное, многие студенты готовы потом вернуться в свои районы, чтобы попробовать реализовать эти проекты», - рассказала г-жа Захидова.

Участников первого съезда общественных объединений волновали простые насущные вопросы - сколько участников в той или иной региональной организации, сколько штатных сотрудников, каковы членские взносы, как организована каждодневная работа, как формулируется очередность задач организации и т. д. В этом смысле очень полезной, по мнению многих, оказался каталог участников съезда с подробным описанием каждой организации.

Не обошлось на съезде и без острых тем. Например, доклад вице-президента АТОР Алексея Крылова «СРО в туризме: новые возможности или угроза?» был посвящен подробному анализу введения саморегулирования в отрасли. Однако, как выяснилось, ни по поводу СРО, ни по поводу поправки «от имени и по поручению» среди участников съезда единства нет.

Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, в свою очередь, обратила внимание собравшихся на то, что многие регионы демонстрируют удивительную пассивность в деле продвижения туристических возможностей области или края через отраслевые средства массовой информации, даже если речь идет о бесплатных публикациях. О соответствующем рейтинге регионов и о путях решения проблемы мы расскажем в одном из ближайших номеров RATA-news.

Участники первого съезда некоммерческих организаций смогли также узнать об опыте работы зарубежных коллег на примере Европейской ассоциации туристических организаций (ЕТОА). Как рассказал руководитель отдела по работе с операторским бизнесом ЕТОА Ник Гринфилд, задача ассоциации также состоит в правильном выстраивании отношений с властью и управляющими органами. «Такие отраслевые организации крайне важны. Поодиночке туркомпания или даже целая страна не всегда может отстоять свои права. Мы, например, в Европе столкнулись с тем, что многие города в поисках дополнительного финансирования начали вводить туристические налоги. Настоящая эпидемия - Рим, Венеция, Флоренция, Барселона, на очереди - Берлин. Турфирмы ничего не могут с этим сделать, мэры городов не хотят их слышать. При этом они вводят налоги внезапно, не предупреждая, и туроператоры не успевают включить новые цены в пакет. Мы провели переговоры на европейском уровне, и сейчас города будут извещать туроператоров заранее о введении налогов», - рассказал Ник Гринфилд.

Светлана Ставцева, RATA-news


Вернуться к списку